Как общепиту работать с маркированным табаком?

Работа с маркированным табаком в общепите (ресторане, баре и так далее) практически не отличается от торговли таким товаром в розничной торговле.

Напомним, что  с 1 июля 2019 года каждая новая сигаретная пачка должна иметь специальный код маркировки. Именно по этому коду государство сможет отслеживать движение сигаретных пачек от производителя до конечного потребителя. На всех этапах движения подконтрольного товара этот код будет считываться и это движение (производство, движение, хранение, продажа) будет отражены в системе. После продажи пачки она будет списана в системе. Покупатель же сможет проверить легальность пачки  — с помощью мобильного приложения.

С 1 июля 2020 года рестораны будут обязаны также  отражать все остальные операции по движению табака – поступление, списание, оприходование, возвраты в системе маркировки.

Цель внедрения системы обязательной маркировки табачной продукции состоит в том, чтобы государство могло эффективно бороться с  подделками табака, собирать больше налогов и защищать граждан от потребления некачественного товара.

Продажа табачных при оказании услуг общественного питания имеет свои подводные камни. Например,  многие рестораны предлагают кальяны или «табачные наборы».

Какая табачная продукция подлежит маркировке контрольными идентификационными знаками

Под обязательную маркировку попадает группа ТН ВЭД 2402 20 (сигареты, содержащие табак).

Помимо сигарет, содержащих только табак, данная товарная позиция включает в себя изделия, приготовленные из смесей табака и заменителей табака, независимо от соотношения в смеси табака и его заменителей.

По ОКПД2 данная группа подпадает под код   12.00.11.130 — «Сигареты».

Также в маркировку включена группа ОКПД2 12.00.11.140 – «Папиросы из табака или заменителей табака».

В маркировке пока не будут участвовать сигары, сигары с обрезанными концами и сигариллы, содержащие табак, сигареты из заменителей табака, «сигареты», изготовленные из специально обработанных листьев разновидности салата-латука, не содержащего ни табака, ни никотина.

С 1 июля 2021 года этот запрет на операции с немаркированными табачными изделиями затронет прочие виды табачной продукции (табак, кальянные смеси, сигары, сигариллы). Безусловно, такой запрет серьезно повлияет на рынок общепита. Пока разъяснений на продажу этих изделий нет. Ясно лишь то, что в системе маркировки будет отражен товар, имеющий в своем составе табак.

Регистрация ресторана в системе маркировки табака

Что необходимо сделать ресторану для того, чтобы начать работать с маркированным табаком?

Ресторанам и прочим заведениям общественного питания для работы с маркировкой необходимо следующее:

  1. Зарегистрироваться в системе маркировке на сайте Честного Знака. Для системы маркировки нет разделения между видами деятельности «розница» и «общепит», поэтому ресторан регистрируется как розничный продавец. Для регистрации понадобится усиленная электронная подпись. При регистрации необходимо будет указать 16-ти значный номер кассового аппарата, на котором будет производится регистрация продажи маркированных сигарет. Если онлайн-касс несколько в вашем заведении, то необходимо указать все. Для внутреннего учета будет необходимо также указать номер «магазина» и «склада» и ОФД. После регистрации вы получите на указанную вами электронную почту подтверждение и параметры доступа к вашему «Личному кабинету» в системе маркировки.
  2. Программа, установленная на рабочем месте бармена, должна уметь работать с маркированным табаком.
  3. Онлайн-касса должна иметь прошивку, поддерживающую работу с новым реквизитом чека «Код товара» (тег 1162).
  4. На точку необходимо приобрести 2D cканер (если у вас его еще нет).
  5. Ваша учетная программа должна уметь работать с маркированной табачной продукцией.
  6. Для работы понадобится усиленная квалифицированная цифровая подпись.

На сегодняшний момент многие разработчики уже адаптированы или доработают свои программы до 1 июля для работы с системой маркировки табачной продукции: Трактиръ, АТОЛ, iikо, МойСклад, 1С.

Что еще важно учесть при продаже маркированного табака в ресторане?

При реализации табачной продукции в ресторане важно также помнить о максимальной и минимальной розничной ценой на табачную продукцию (МРЦ). С введением маркировки нарушения требований по МРЦ будут отслеживаться в автоматическом режиме. Дело в том, что в состав кода маркировки входит и информация о МРЦ. При продаже маркированного товары данные касса отправит в ОФД. Штраф за отклонение МРЦ будет тоже выставляться в автоматическом режиме.

Напомним, что  максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой одна пачка табачных изделий не может быть продана конечным потребителям предприятиями розничной торговли и общественного питания,. Эта цена нанесена на каждую сигаретную пачку.  Цена определяется производителем или импортером сигарет и именно с этой цены рассчитывается акциз, который они уплачивают в бюджет.

Завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на пачке, влечет наложение административного штрафа:

  • должностное лицо заплатит  до 50 000 руб. или получит дисквалификацию на срок до трех лет
  • юридическое лицо — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации табачных изделий за весь период, в течение которого совершалось правонарушение (но не более одного года) (п. 1 ст. 14.6 КоАП РФ)

Некоторые программы автоматически контролируют МРЦ при регистрации продажи табачной продукции. Полезно поинтересоваться у организации, обслуживающей ваше ПО, умеет ли программа осуществлять контроль за МРЦ на табачную продукцию.

Маркировка сигарет: штрафы

Производство немаркированной табачной продукции

Штрафы производителям немаркированной табачной продукции (с ч. 3. ст. 15.12 КоАП РФ)

полагаются в размере: индивидуальный предприниматель —  от 10 до 15 тысяч рублей, а для юридических лиц – от 100 до 150 тысяч рублей с конфискацией немаркированных сигарет.

Продажа немаркированной табачной продукции

За оборот немаркированной табачной продукции на индивидуальных предпринимателей налагается штраф в размере от 10 до 15 тысяч рублей, на организации – от 200 до 300 тысяч рублей.

Помимо штрафов вся немаркированная табачная продукция будет изъята (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ).

(Visited 22 times, 5 visits today)