Обязательная маркировка молочной продукции под большим вопросом: решили, что дорого и неэффективно

Подключение к ФГИС Меркурий
Подключение к ФГИС Меркурий

В Госдуме 11 марта прошло заседание по оценке результатов эксперимента по маркировке молочной продукции. В обсуждениях принимали участие депутаты Думы, представители Минпромторга, Минсельхоза, ЦРПТ и производители молока. Участники заседания пришли к ожидаемым рынком решениям.

Во-первых,  речь шла о необходимости введения маркировки  для молока в целом. Во-вторых, одной из тем для обсуждения стало выявление принципиальных  отличий систем ФГИС «Меркурий» от системы маркировки Честного Знака.

Еще летом велись жаркие обсуждения многими участниками рынка по поводу дублирования систем и реальной необходимости в контроле по каждой упаковке молочной продукции. Например, объединение “Союзмолоко” отправляло письмо в Минпромторг, с просьбой анализа введения маркировки для отрасли. Затраты под нужды маркировки “Союзмолоко” оценивал тогда для молочной отрасли 25 млрд. рублей. Последующее сопровождение системы стоило бы молочникам 20 млрд рублей ежегодно. При этом прибыль всей отрасли, по официальным данным, на 2018 год составила 35 млрд рублей. При этом серьезной аргументации в пользу введения маркировки от государства так и не поступило.

ЦРПТ же тогда пояснял, что дублирования систем нет, поскольку “Меркурий” контролирует сырье, а Честный Знак  — каждую товарную единицу до продажи ее. Аргумент в пользу маркировки — покупатель может проверить продукт с помощью приложения на телефоне.

В итоге мартовского заседания эксперты пришли к важным выводам по этим вопроосам.

Фальсификата, по мнению участников, на российском рынке не много. А главная проблема сводится к тому, что имеется несоответствие состава молочной продукции тому, что заявлена производителем на упаковке. Честный знак, например, никак не сможет обеспечить защиту покупателя от подобного фальсификата. А вот система «Меркурий» уже успешно работает и позволяет отслеживать состав товаров.

Большие возможные расходы отрасли на маркировку также получили подтверждение цифрами: затраты действительно будут превышать прибыль. Для покрытия издержек придется стоимость товара значительно повысить для потребителя.

По итогу участниками был сделан вывод, что внедрение маркировки молочной продукции в Честном знаке не только приведет к существенному удорожанию товаров, но и уменьшит потребление молочной продукции. И рекомендован перенос сроков введения маркировки на пару лет.

Юридической силы эти решения не имеют, но рекомендации, вероятно, будут приняты к сведению правительством.

В этой связи внедрение обязательной маркировки для пищевой продукции вызвало у участников круглого стола «серьёзные сомнения» и была предложена рекомендация перенести начало обязательной маркировки товаров пищевой продукции на 2 года.

(Visited 2 times, 1 visits today)