Маркировка: ещё один законный способ отъема денег у населения
В стране у нас полным ходом идет маркировка товаров. Уже маркируются табак, алкоголь, меховые изделия, частично лекарства, обувь, одежда, текстиль, духи, шины, покрышки и фотокамеры.
На 2020 год также разработан план, согласно которому участники рынка начнут маркировать свою продукцию. К 2024 году, по велению Дмитрия Медведева, будут промаркированы практически все товары народного потребления.
Маркировка товаров народного потребления: бессмысленна и беспощадна
Цели проекта, безусловно, озвучены благие.
В результате внедрения маркировки потребитель получит возможность покупать качественные товары. Любой купленный товар можно будет проверить в приложении — узнать где, когда, кем и из чего была произведена продукция.
Легальные производители и продавцы получат преимущества — нелегальных производителей маркировка с рынка сметет (это очень смелое заявление).
Для государства тоже одна сплошная польза — увеличится собираемость налогов и пошлин.
Пожалуй, маркировка действительно необходима для лекарств и спиртного. Их много подделывают, а результаты потребления этого контрафакта плачевны.
Но у бизнеса возникает закономерный вопрос — для чего, например, маркировать фотокамеры, бытовую технику, инструменты и подобное. Эта продукция очень редко подделывается — невыгодно.
Также не совсем понятно, в чем заключается смысл маркировки постельного белья или курток-штормовок? Какая польза от этой маркировки потребителю или продавцу?
В связи с этими открытыми вопросами, возникает прямой вывод: нас в очередной раз хотят обобрать.
Кто соберет сливки: знакомые все лица
Оператором системы маркировки является Центр развития перспективных решений (ЦРПТ). В апреле 2019 года ЦРПТ был назначен Дмитрием Медведевым единым оператором системы цифровой маркировки товаров в России. Выбор оператора, напомним, происходил непрозрачно, без открытого тендера.
ЦРПТ был создан в 2017 году. 50% этой компании принадлежит ЮЭСЭМ Алишера Усманова и его партнёров, еще по 25% — госкорпорации «Ростех» и “Элвис + ГРУПП” Александра Галицкого. Государство с этими товарищами заключило соглашение о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Государство якобы оставляет за собой все контрольные функции. А частные партнеры за свои частные средства (без затрат из бюджета!) создают беспрецедентный по своим масштабам проект. Аналогов подобному it-проекту в мире просто нет.
И не только it-проекту. По сути получится, что движение товаров в стране будет осуществлять частная компания. И получать стабильную прибыль в дальнейшем.
Расходы инвесторов на создание системы маркировки оцениваются примерно в 200 млрд рублей. За услуги ЦРПТ будет брать с поставщиков по 50 копеек без учета НДС за каждую единицу маркированного товара. Также ЦРПТ намерен зарабатывать в будущем на продаже аналитики.
ЦРПТ утверждает, что соглашение ГЧП не предусматривает даже минимальной доходности, которую подтвердило бы государство. То есть оператор работает сейчас на свой страх и риск. Но вполне имеет возможность вернуть уже вложенные инвестиции.
Минпромторг уверяет, что цены в результате введения тотальной маркировки для потребителя не вырастут, а бизнесу будет практически ничего не стоить маркировку на предприятиях внедрять.
Но все мы знаем, что это не совсем правда. Уже сейчас эксперты заявляют о минимальном росте цен на 5-10% в зависимости от категории товара.
Любому, даже самому крошечному бизнесу, придется нести дополнительные (и не нужные ему абсолютно) затраты: на маркировку остатков товара (обувь и одежда), на приобретение оборудования (тех же сканеров 2D), на обновления касс и программ.
А уж крупному бизнесу придется раскошелится по полной. Например, затраты на маркировку для молочной продукции, по оценке союза производителей молока, несопоставимы с финансовой выгодой от ее введения.
И затраты бизнеса не могут не возлечь на плечи конечного потребителя. Именно потребитель в итоге заплатит за “беспрецедентный it-проект”.
Например, миллиардер Алишер Усманов пожизненно будет получать 25 из 50 копеек с каждой покупки маркированной продукции.
Проекты по маркировке действуют и в других странах (странах Европы, в Канаде). Но там упор сделан именно на пищевую безопасность продукции. У нас упор сделан на “заработать”.