Обязательная маркировка пива. Зачем, если уже есть ЕГАИС?
С начала весны в стране начался эксперимент по маркировке пивоваренной и слабоалкогольной продукции. Эксперимент закончится в августе 2022 года. По его итогам будет разработана методология работы по маркировке пива.
Предположительно, уже с 1 сентября 2022 года будет введена обязательная маркировка пива (более точная дата станет известна по окончанию эксперимента).
Вероятно, первыми маркировать продукцию станут производители и импортеры. А уже в 2023 году к ним присоединятся опт и розница (и общепит в том числе). Производители обязаны будут наносить код Data Matrix на каждую единицу товара. Маркироваться будут банки, бутылки, кеги.
Подготовится к этому введению желательно заранее — пиво подлежит прослеживаемости и в ЕГАИС, важно не запутаться.
Итак, к чему нам готовиться?
Пиво и слабоалкогольная продукция, которая подлежит обязательной маркировке
Список продукции выглядит таким образом (конкретнее в Постановлении):
- Солодовое пиво
- Пивные напитки в сосудах различной емкости
- Пиво безалкогольное
- Сидр
- Игристые и не игристые напитки в сосудах различной емкости
- Иные сброженные напитки игристые и не игристые крепостью не более 7%
Маркировка & ЕГАИС?
Сразу скажем, что маркировка и ЕГАИС пока объединены не будут. Возможно, когда-нибудь потом такой вопрос встанет. Пока же две системы будут работать самостоятельно. А пользователи будут вести учет в обеих.
Возникает вполне логичный вопрос: государство уже контролирует пиво через систему ЕГАИС. Так зачем еще и маркировка?
А все дело в том, что пиво и слабоалкогольные напитки прослеживается в ЕГАИС только по партиям. В отличие от крепкого алкоголя, на банки с кодом не наносят акцизные марки с уникальными кодами. Проследить судьбу конкретной банки поэтому невозможно. Такая недоработка системы приводит к тому, что есть лазейка для продажи нелегальной пивной продукции.
Система маркировка и ЕГАИС, тем не менее, будут связаны между собой. Моменты пересечения сейчас существуют такие:
Операции | ЕГАИС | Маркировка |
Закупка пива | Смена владельца происходит с подписанием ТТН в ЕГАИС. После подписания пиво перемещается в ЕГАИС с баланса поставщика на баланс розничного магазина или ресторана. | Для отражения закупки в системе маркировки обе стороны должны подписать через ЭДО УПД.
Смена владельца кодов маркировки пивной продукции будет происходить только после получения подтверждения от системы ЕГАИС успешно принятой ТТН по операции. |
Продажа пива | Продажа фиксируется актами списания за смену. В ЕГАИС по пиву часто случается пересортица — в учетной системе магазина одно и то же пиво, но от разных производителей хранится под одним штрих-кодом. А в ЕГАИС такое пиво — абсолютно разные товары, с разными кодами. Поэтому при сверке в ЕГАИС возникает пересорт — каких-то кодов излишек, а других — недостача. Такие расхождения могут наказываться штрафами. | Каждая бутылка или банка пива привязывается к конкретной партии и поставщику. Проблема с пересортом на балансе будет решена. Когда система получит чек с кодом маркированной продукции, то спишет пиво и с ЕГАИС. |