Site icon

Обязательная маркировка табака 2019: все, что нужно знать об этом

С 1 марта 2019 года указом президента В. Путина маркировка табака станет обязательной. Маркировку сигарет определяет Федеральный закон  от 29 июля 2018 года № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного управления в сфере официального статистического учета» .

Эксперимент по маркировке табачной продукции

С 15 января 2018 года начался эксперимент по маркировке табачной продукции. Участие в нем является добровольным. На время эксперимента по маркировке сигарет для участников рынка не предусмотрено штрафов, а коды генерируются абсолютно бесплатно. В феврале 2018 года была промаркирована первая сигаретная пачка. С весны 2018 года маркированные сигареты появились на полках магазинов. Маркировка сигарет: новости

К концу 2018 года будут подведены итоги эксперимента. Будут даны оценки тому, насколько эффективна система маркировки табачной продукции, готовы ли участники рынка к новшествам, будет оценен объем вложений для подключения к системе маркировки, определена ответственность за нарушения.

Этапы перехода к обязательной  маркировке табака

Переход к маркировке табачной продукции будет реализован в несколько этапов.

 

Возможно, на третьем этапе маркировка охватит не только папиросы и сигареты, но и будет распространена на  табак, сигары, сигариллы. На заключительном этапе планируется отказ от использования акцизных марок на табачную продукцию в пользу контрольных идентификационных знаков маркировки.

Какая табачная продукция подлежит маркировке контрольными идентификационными знаками

Под обязательную маркировку попадает группа ТН ВЭД 2402 20 (сигареты, содержащие табак).

Помимо сигарет, содержащих только табак, данная товарная позиция включает в себя изделия, приготовленные из смесей табака и заменителей табака, независимо от соотношения в смеси табака и его заменителей.

По ОКПД2 данная группа подпадает под код   12.00.11.130 — «Сигареты».

Также в маркировку включена группа ОКПД2 12.00.11.140 – «Папиросы из табака или заменителей табака».

В маркировке пока не будут участвовать сигары, сигары с обрезанными концами и сигариллы, содержащие табак, сигареты из заменителей табака, «сигареты», изготовленные из специально обработанных листьев разновидности салата-латука, не содержащего ни табака, ни никотина.

Маркировка табака 2019

Разработчик и оператор системы маркировки табачной продукции — Центр развития перспективных технологий. ЦРПТ разрабатывает и обслуживает систему мониторинга (ИС МОТП), выдает коды для табачных пачек.

На каждую сигаретную пачку будет нанесен специальный код Data Matrix. Этот код — специальный идентификатор. Код Data Matrix является двумерным матричным штрих кодом, состоящим из светлых и темных участков, дешев в производстве. Подделать такой код невозможно. Сам код будет небольшим по размеру, наносят его на боковую или нижнюю сторону упаковки.

Код маркировки состоит из трех групп символов.

Первая группа символов: идентификация товара по соответствующей товарной номенклатуре GS1.

Вторая группа символов: идентификация конкретной упаковки табачной продукции.

Третья группа символов: содержит код проверки.  Проверка именно этого кода даст возможность покупателю проконтролировать подлинность приобретаемой табачной продукции.

Именно по этому коду государство сможет отслеживать движение сигаретных пачек от производителя до конечного потребителя. На всех этапах движения подконтрольного товара этот код будет считываться и это движение (производство, движение, хранение, продажа) будет отражены в системе. После продажи пачки она будет списана в системе. Покупатель же сможет проверить легальность пачки  — с помощью мобильного приложения.

Цель внедрения системы обязательной маркировки табачной продукции состоит в том, чтобы государство могло эффективно бороться с  подделками табака, собирать больше налогов и защищать граждан от потребления некачественного товара.

Как будет происходить работа в системе маркировка табачных изделий?

Производитель

Наносить код Data Matrix на сигаретную пачку обязан производитель. Получать коды производители будут в ЦРПТ. В информационную систему отправляется информация о начале движения промаркированной сигаретной пачки.

Оптовик

После этого поставщик может  отправлять сигареты оптовикам. Такая передача сопровождается отправкой через систему электронного документооборота универсального передаточного документа (УПД). В УПД учитываются все коды пачек и блоков из отправляемой партии. Данные о движении маркированных сигарет отражаются в ИС МОТП. После проверки оптовиком соответствия кодов УПД реальным кодам на продукции происходит приемка УПД. В ИС МОТП происходит смена владельца продукции.

Розница

После продажи сигарет в розничное звено — алгоритм действий повторяется.

При продаже сигаретной продукции конечному потребителю пачка будет списана. Основной путь списания табачной продукции с остатков в системе маркировки будет отправка электронного кассового чека, содержащего код маркировки в теге 1162 «Код товара». Данные о проданной пачке поступят в ИС МОТП через онлайн-кассу. Продавце при продаже считывает код 2D cканером, онлайн-касса сохраняет данные о продаже в фискальном накопителе и отправляет их в ОФД. Оператор фискальных данных отправит данные о продаже конкретной пачки уже в ИС МОТП. Если вдруг в магазине окажется пачка немаркированного табака — ответственность за такой товар лежит на владельце магазина (по аналогии с ЕГАИС).

Розничным магазинам, торгующим сигаретами, уже сейчас нужно учесть ряд важных моментов для работы с маркировкой табачной продукции в 2019 году:

  1. Программа, установленная на розничной точке, должна уметь работать с системой ЭДО (электронный документооборот).
  2. На точку необходимо приобрести 2D cканер (если у вас его еще нет).
  3. Ваша программа должна уметь работать с маркированной табачной продукцией.
  4. С вашим ОФД нужно будет подписать дополнительное соглашение об отправке данных в ИС МОТП.
  5. Для работы понадобится усиленная квалифицированная цифровая подпись.

Важно также подключить к системе еще на этапе эксперимента, дабы отладить процессы и обучить персонал магазина. На сегодняшний момент многие решения уже адаптированы для работы с системой маркировки табачной продукции: Дримкас, Мойсклад, АТОЛ.

Для того, чтобы начать участие в эксперименте по маркировке сигарет, нужно сделать следующее:


Разработчик кассового Frontol не будет дорабатывать старые версии свои программ для поддержки требований по маркировке табака. Следовательно те пользователи. что до сих пор работают на Frontol 4 до 1 марта 2019 года должны обновиться.

Разработчик касс Дримкас утверждает, что кассовая техника Viki уже готова к работе с системой маркировки. Такая ранняя готовность обусловлена тем, что Дримкас и Центр развития перспективных технологий заключили соглашение о совместной работе по внедрению системы электронного документооборота и цифровой маркировки табачной продукции.

Производитель Дримкас принимает участие в эксперименте по маркировке табака и поддерживает работу с системой маркировки ЦРПТ. На кассе Дримкас можно считывать код маркировки Data Matrix и отправить данные о продажах в ФНС и систему мониторинга оборота табачной продукции.

Маркировка табака 1С программных продуктах будет поддержана с декабря 2018 года:


Если ваш магазин расположен в районах, удаленных от сетей связи, и вы не передаете данных в ОФД, то для вас действует специальная норма. Такой торговый объект самостоятельно формирует уведомление в ИС мониторинга оборота табачной продукции посредством своего товароучетного ПО. Такое уведомление должно содержать реквизиты фискального документа, в котором была осуществлена продажа маркируемой табачной продукции, и код маркировки. Срок подачи такого уведомления – не более трех рабочих дней с даты реализации маркированной продукции.

Для передачи уведомления необходимо будет собирать данные о продаже табака и не реже, чем один раз в три рабочих дня, передавать через интернет  в ИС «Маркировка», минуя ОФД.

Маркировка сигарет: штрафы

Производство немаркированной табачной продукции

Штрафы производителям немаркированной табачной продукции (с ч. 3. ст. 15.12 КоАП РФ)

полагаются в размере: индивидуальный предприниматель —  от 10 до 15 тысяч рублей, а для юридических лиц – от 100 до 150 тысяч рублей с конфискацией немаркированных сигарет.

Продажа немаркированной табачной продукции

За оборот немаркированной табачной продукции на индивидуальных предпринимателей налагается штраф в размере от 10 до 15 тысяч рублей, на организации – от 200 до 300 тысяч рублей.

Помимо штрафов вся немаркированная табачная продукция будет изъята (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ).

Маркировка табака: частые вопросы

Что нужно сделать, если марка на пачке повредилась при транспортировке?

Такие ситуации, наверняка, будут происходить крайне редко, поскольку код на пачке защищен пленкой упаковки. Если все ж от поставщика пришла такая пачка табака, то принимать ее нельзя. В этом случае маркированную пачку со стертым кодом нужно отправить назад поставщику для замены.

Как продавать маркированный табак на кассе в автономном режиме?

Пока нет ясности по обязательной маркировки для касс автономном режиме.

Скорее всего, магазины будут передавать коды напрямую в ИС “Маркировка”, без ОФД: по API или через личный кабинет в системе маркировки.

Можно ли работать с маркировкой без КЭП и ЭДО?

Без КЭП (квалифицированной электронной цифровой  подписи) работать с маркировкой не получится, так как она необходима для регистрации в «Честный ЗНАК». Без ЭДО можно работать с маркированным товаром по закону можно работать до 1 июля 2020 года. До этого периода магазины обязаны подтверждать выбытие маркированных пачек, что будет происходить с помощью ОФД. С 1 июля 2020 года работа с ЭДО станет необходимостью.

Нужно ли магазину фиксировать каждую табачную пачку при поступлении?

До начала июля 2020 года торговые точки передают в систему “Маркировка”  данные только передавать сведения только о розничной продаже сигарет. Позже необходимо будет вести учет и поступившей продукции. Такой подход поможет избежать проблем с пересортом или несоответствием накладной.

Когда нужно подключиться к системе “Маркировка”?

Зарегистрироваться и в ЦРПТ и начать работу нужно в период с 1 марта по 1 июля 2019 года. При регистрации нужно указать все адреса точек продаж, которые принадлежат организации.

Как продавать маркированные сигаретные блоки?

Если продажа идет блоками, то вскрывать их и сканировать каждую пачку нет необходимости. Код маркировки DataMatrix  будет наноситься на ящик, блок и пачку сигарет.

На каких системах налогообложения можно торговать табачной продукцией?

Нет ограничений — продавать табак могут ООО и ИП на всех системах налогообложения.

Какая электронная подпись нужна для торговли маркированными товарами?

Электронная подпись нужна для регистрации в системе маркировки на сайте “Честного Знака”. В магазине электронная подпись нужна будет только для приемки маркированного товара, и только с 2020 года. Средняя цена такой электронной подписи — 2 000 рублей.

Если магазин работает с ЕГАИС, то специально подпись приобретать не нужно.

Нужна ли отдельная электронная подпись для каждого магазина?

Для приемки маркированного товара в одном месте достаточно одного ключевого носителя ЭЦП. Если магазинов у организации несколько, и приемка происходит в каждом, то  потребуется подпись для каждого магазина. Для продажи подпись не нужна.

Нужно ли отчитываться в систему маркировки, если торгуешь электронными сигаретами?

Пока не нужно. Товары. которые пока не маркируются:

Какого оператора ЭДО выбрать?

Оператор ЭДО в реестре налоговой сейчас почти 130. По закону подойдет любой оператор, который работает с системой маркировки. Но как правило,  производитель касс предлагает собственное решение для маркировки и интеграцию с конкретным оператором ЭДО.

Должен ли у торговой точки быть тот же оператор ЭДО, что и у поставщика? Когда мне нужно подключить ЭДО?

Нет. Если у магазина и поставщика разные операторы ЭДО, нужно настроить роуминг для обмена документами. Позаботится об ЭДО нужно заранее. Настройку можно будет делать двумя способами.

Ручная настройка роуминга. Предприниматель готовит и отправляет своему оператору ЭДО заявление, и тот настраивает роуминг со вторым оператором.

Автоматический роуминг. Часто роуминг настраивать не нужно: между основными операторами ЭДО есть договоренность об автоматическом роуминге.

Более того, стоит помнить, что подписывать УПД розничные торговые точки обязаны только с 2020 года.

Как списывать брак в магазине?

О браке и потерях табака в систему маркировки торговая точка сообщает через сайт «Честного знака». В заявлении нужно указать коды маркировки товаров, причину списания и прикладывает бухгалтерский документ, на основании которого списывает продукцию.

Обязательно ли покупать новый сканер для маркировки?

На пачках и блоках производитель печатает двухмерный код Data Matrix. Его умеет читать только 2D-сканер. Если штрихкоды сканировали одномерным сканером, то обязательно нужно будет купить новый сканер. Если у вас в магазине уже работает  2D-сканер, то его нужно протестировать на предмет считывания кода Data Matrix. В некоторых случаях может потребоваться замена прошивки сканера.

This website uses cookies.

This website uses cookies.

Exit mobile version