Как воруют официанты в ресторане: несколько излюбленных приемов
Воровство официантов — не норма!
Воровство официантов в ресторане — не редкость. Практически каждый владелец ресторана может рассказать свою печальную историю изгнания ворующего персонала. В условиях российских реалий, собственники бизнеса, при обнаружении случаев воровства сотрудниками, крайне редко обращаются в суд. Как правило, виновника принуждают вернуть украденное и увольняют. Вороватые официанты порой мигрируют из заведения в заведение, оттачивая навыки обмана. А владельцы теряют до 30% выручки.
Как победить воровство в ресторане?
Возможно, на 100% решить проблему воровства в ресторане невозможно. Но сократить масштабы воровства в разы вполне реально. Помочь в этом нелегком деле вам помогут непрестанный контроль, автоматизация ресторана и установка системы видеонаблюдения в заведении.
Как воруют официанты в ресторане?
Для того, чтобы успешно бороться с воровством в ресторане необходимо знать уловки, которыми пользуются недобросовестные официанты.
Уловка №1: Недовес и недолив
Официанты в сговоре с работниками кухни (или бара) “облегчают” блюдо/напиток. То есть, блюдо (напиток), подаваемое гостю будет иметь недовес (недолив) — несоответствие массы блюда и его ингредиентов, заявленной в меню. Таким образом, вместо одного блюда можно получить, например, целых 2. Вместо 100 грамм напитка гость получит 80 грамм. Обман может вскрыться либо самим гостем(и он вправе потребовать перевес блюда), либо вашим ответственным сотрудником.
Пусть менеджер (или администратор, или управляющий) периодически делает внезапные контрольные завесы.
Уловка №2. Обсчет гостей
Официанты любят большие и подвыпившие компании. В основном, такие веселые гости к концу пиршества мало (не в силах!) обращают внимание на сумму в счете. Официанты могу легко и непринужденно добавлять лишние позиции в счет, менять стоимость блюд.
Излишек денег, полученный официантом, конечно же пройдет мимо кассы. Непосредственно обман происходит на этапе выдачи гостю предварительно счета (для оплаты). После получения денег сумма в заказе меняется (путем предоставления скидок, например), пробивается чек, разницу официант забирает себе.
Могут официанты добавлять в счет всяческую мелочь, например, лед, соломинки и прочее. Которые гость не заказывал, на которые из-за небольшой стоимости и не обратит внимание.
Также официант может переносить блюдо с заказа на заказ. Этот метод называется “карусель”. Тогда эту переносимую позицию могут оплачивать гости многократно за смену. По базе вы увидите, например, одну продажу блюда, по факту это блюдо было продано многократно.
Решается довольно-таки просто — путем ограничения прав официантов (запретить переносить блюда, удалять позиции в счете, отменять пречеки с последующей печатью другого счета). В большинстве программных продуктов для автоматизации общепита ведется журнал регистрации событий. Анализируя его можно увидеть потенциально сомнительные действия персонала и уточнить у участников, что именно там происходило.
Уловка №3. “Отказ” от блюда
Данная схема обмана может быть реализована тогда, когда официант в сговоре с менеджером зала. Это хитрая схема воровства в ресторане. Официант получает блюдо на выдачу гостю, совершает ряд манипуляций над этим блюдом, возвращает блюдо по причине наличия посторонних предметов в тарелке (“у вас в рыбе волосы и шерсть, посмотрите”). До гостя это блюдо, естественно, так и не доносится. Менеджер зала выходит на арену цирка и объясняет, что он не может позволить себе денег за такой вот срам брать, поэтому блюдо надо списать. Повар списывает “волосатую рыбу”, взамен выдается новое блюдо. Гость съел свою рыбу и оплатил ее. Поскольку рыбу из заказа вычеркнули — менеджер или официант берет ее себе.
Уловка № 4. Скидочные карты
Это, пожалуй, одна из любимых старых схем обмана владельцев. Суть этой уловки проста. Гостю для оплаты передается пречек. После получения оплаты, пречек в системе отменяется. Создается новый заказ, на который дается скидка по карте, вносится оплата заказа со скидкой. Разница — официанту. Современные программные продукты уже заточены под распознавание подобных мошеннических алгоритмов. Они фиксируют подобные цепочки действий и могут указать на сомнительные моменты в работе персонала.