Как торговать товарами с маркировкой на маркетплейсах в 2023 году
С 1 марта 2023 года правила онлайн-продаж маркированных товаров изменились. Государство смотрит на торговые площадки как на полноценных участников товарооборота. А это значит, что “Озон”, “Вайлдберриз”, Яндекс. Маркет, СберМегаМаркет и прочие несут ответственность за реализацию товаров, подлежащих обязательной маркировке.
Как сейчас торговать на маркетплейсах, чтобы соблюсти требования закона при работе с “Честным ЗНАКОМ”? Будут ли маркетплейсы контролировать маркировку товаров селлерами? Должен ли маркетплейс выводить товар с маркировкой из оборота? Рассмотрим в статье.
Что изменилось с 1 марта для торговых площадок?
Маркировать продукцию, как и прежде, должны производители и импортеры товаров. А маркетплейсы с марта 2023 года обязаны передавать данные о выбытии маркированных товаров в систему “Честный ЗНАК” (если площадка хранит товар на своем складе). То есть, передачей данных в систему маркировки в этом случае заниматься должен не конкретный магазин, а сама онлайн-площадка. И, конечно, нести за это ответственность — если маркетплейс нарушает правила торговли маркированными товарами, то ему грозит штраф размером до 300 000 рублей.
Обязательная маркировка действительна для всех маркируемых товаров маркетплейсов.
Как продавать маркированный товар через маркетплейсы?
Первый вопрос, который возникает у магазинов — надо ли собственноручно торговать товары?
Нет, не нужно. Маркировать продукцию будут производители и импортеры. То есть, поставить товар, подлежащий маркировке, вам должны уже с кодами. Также поставщик отправит вам УПД, который нужно будет принять в системе ЭДО. После подписания электронного документа товар автоматически начнет числиться за вами.
Но если у вас остались остатки продукции без маркировки на момент 1 апреля 2023 года (например, обуви), то промаркировать вы их уже не сможете (а следовательно, и продать).
Тем, кто только начал работать с маркированным товаром, необходимы электронная подпись, регистрация в системе “Честный ЗНАК” и договор с оператором ЭДО.
Второй важный вопрос — как выводить коды маркировки из оборота при продаже товара? Товар с маркировкой ведь числится за вами. А продажу сделает маркетплейс.
И тут есть два варианта работы. Все зависит от того, по какой схеме вы работаете с площадкой.
Схема 1. Маркетплейс хранит ваш товар и осуществляет доставку покупателю.
Товар на склад маркетплейса от вас должен поступать уже промаркированным. Помимо кода маркировки на товаре должен быть и бар-код. Магазин создает бар-коды самостоятельно — в личном кабинете площадки или в сторонней программе. Этот код содержит код продукции, страны ее происхождения, производителя и контрольную цифру. Маркетплейс, принимая ваш товар, внимательно его проверяет. После этой проверки в вашем личном кабинете появится сообщение о готовности приемки товара площадкой. “Озон” отправит УПД с кодами. Эти коды нужно скачать и загрузить в ЭДО. “Вайлдберриз” сформирует акт приемки, где укажет все коды маркировки, принятые у вас. На основе данного акта вы самостоятельно сформируете УПД. Право собственности после подписания УПД переходит к маркетплейсу. И вывод из оборота товара — его головная боль.
Схема 2. Товар хранится на вашем складе, то есть, на складе продавца. Маркетплейс только осуществляет доставку.
При такой схеме товар из оборота выводите вы самостоятельно, хотя чек пробьет площадка. При подготовки товара на доставку продавец сканирует коды маркировки в личный кабинет на маркетплейсе. Во время совершения отгрузки товара конечному потребителю в ваш личный кабинет придет уведомление — отчет о продаже маркированного товара. Это значит, что товар можно из оборота выводить как реализованный. То есть, подаете сведения в систему «Честный ЗНАК» о продаже маркированной продукции.