Маркировка фототехники: как подготовиться магазину?
Маркировка фототоваров: суть проекта и зачем это нужно?
Список товаров, подлежащих обязательной маркировке постоянно расширяется. С 1 декабря 2019 года началась обязательная маркировка фототехники: фотоаппаратов и фотовспышек. Данная категория товаров довольно часто подделывается, покупатели не уверены, что покупают оригинальную технику.
Нанесение же кода и учет этого товара в системе маркировки позволит отслеживать этапы передвижения товара от производителя до покупателя.
С 16 мая по 30 ноября 2019 года проходил эксперимент по обязательной маркировке фотоаппаратов и ламп-вспышек. Управлял экспериментом Центр Развития Перспективных Технологий «Честный Знак» (ЦРПТ).
Нужно понимать, что нет требований не продавать фототехнику без кодов маркировки с 1 декабря 2019 года. В данном случае, это просто начало этапа, на котором участники рынка должны регистрироваться в системе мониторинга и начать заказывать коды.
А вот с 1 октября 2020 года можно торговать только маркированной фототехникой: фотокамеры, лампы-вспышки, части и принадлежности фотооборудования, а также комплекты и наборы фототоваров. На упаковки будут наносит специальный код Data Matrix. Этот код невозможно подделать.
Код состоит из:
- идентификатор с данными о производителе, поставщике, продавце товара и его характеристиках
- защита от повторного копирования.
Коды, как и для других проектов по маркировке, будет выпускать ЦРПТ. Будут ли они платными или нет, пока не известно. Например, для маркировки остатков обуви коды бесплатны до 1 марта 2020 года, а потом будут стоить 50 копеек за штуку. Возможно, для маркировки фототехники будут действовать аналогичные правила.
Магазинам заказывать на сайте Честный ЗНАК и получать коды будет необходимо для того, чтобы промаркировать свои имеющиеся остатки и перемаркировать возвращаемый товар.
Для проверки достоверности информации о товаре, покупатель считывает код камерой смартфона и в приложении видит информацию о товаре. Если товар подделка, то можно с помощью приложения сообщить о нарушении.
На данный момент отрасль считает, что маркировка их продукции может быть излишней, а механизмы внедрения проекта недостаточно отработаны. Так ли это — покажет время.
Сроки обязательной маркировки фототехники
Этап 1.
С 1 декабря 2019 года по 29 февраля 2020 года . На этом этапе необходимо зарегистрироваться на сайте Честный ЗНАК. После регистрации будет доступен личный кабинет для дальнейшей работы.
Также желательно обновить прошивку онлайн-кассы и купить 2D-сканер.
Этап 2.
С 1 июня 2020 года — обязательное нанесение маркировки на фототехнику.
Этап 3.
С 1 октября 2020 года — все участники рынка обязательно должны отправлять информацию о движении фототехники в систему маркировки.
При этом:
До 1 ноября 2020 года необходимо промаркировать и предоставить сведения об остатках, которые поступили на склад после 1 октября 2020 года.
До 1 декабря 2020 года нужно промаркировать и предоставить сведения об остатках, которые поступили на склад до 1 октября 2020 года.
С 10 января 2021 года полный запрет на продажу товаров с кодом номенклатуры 8525 80 3000 и 9002 11 000 без кодов маркировки. Это такие товары, как:
- сканирующие камеры и системы;
- камеры с фокальными матричными приемниками;
- камеры с твердотельными приемниками оптического излучения;
- камеры, проекторы, фотоувеличители и оборудование для проецирования с уменьшением.
Нагляднее всего список фототоваров, подлежащих маркировке с декабря 2019 года описывает код ТН ВЭД 9006. Согласно ему, маркировке подлежат фотокамеры, которые используют химическое изменения пленки, пластины или бумаги. То есть, цифровые устройства к такой категории не относятся.
Самые популярные товары этой категории — фотокамеры с моментальным получением готового снимка. Но иногда такие моментальные фотоаппараты используют цифровые технологии печати. Если фотокамера не имеет экрана и сразу выводит изображение на печать, то такой фотоаппарат будет необходимо маркировать. По сути, фототовары, подлежащие маркировке, представляют небольшую товарную категорию.
Система обязательной маркировки фототехники: обязанности участников рынка
В обязательной маркировке фототоваров принимают участие все участники рынка, то есть производители, импортеры, перевозчики, дистрибьюторы, розничные магазины.
Производитель
- Заказ в ЦРПТ кодов
- Нанесение кодов на фототехнику (на каждый товар)
- Создание универсального передаточного документа (УПД) для поставщика с кодами маркировки и их количеством (передается через ЭДО). После подписания документа товар переходит от производителя к поставщику для системы мониторинга.
Дистрибутор
- Сверка кодов маркировки упаковок с УПД
- Прием товара
- Поставка товара в магазины (УПД)
Магазин
- Сверка кодов товара с УПД
- Приемка товара
- Продажа маркированной техники: товар будет выведен из оборота
- ОФД получает отчет о покупке от онлайн-кассы и передает в систему маркировки.
Торгую фототоварами. Как подготовиться к маркировке фототехники?
Процесс подготовки магазина к продаже маркированного товара в целом универсален. Этапы подготовки похожи на те, что проходят сейчас торговцы обувью.
Шаг 1.
Покупаем усиленную квалифицированную электронную подпись. Такую подпись выдают удостоверяющие центры. Стоимость ее около 1200 — 1500 рублей.
Шаг 2.
Регистрируемся на сайте Честный ЗНАК.
Создаем личный кабинет в системе «Честный знак» и указываем информацию о магазине. Подпись нам как раз и нужна для регистрации.
Шаг 3.
Проверяем готовность оборудования в магазине.
Возможно, вам понадобится обновить программное обеспечение кассы (чтобы она могла продавать товары с кодом маркировки) и учетную программу (работа с ЭДО, взаимодействие с системой маркировки). Необходимо будет купить специальный 2D сканер.
Шаг 4.
Маркируем остатки товара в магазине. Заказать коды, получить их и оклеить товарные остатки надо до 1 декабря 2020 года.
Для заказа кодов на сайте “Честный ЗНАК” в своем личном кабинете имеющиеся на остатках товары нужно будет описать.
По сути описание сводится к следующему. Указываем:
- ИНН вашей организации
- код товара, если есть
- наименование товара
- товарный знак, если есть;
- код товарной группы товарной номенклатуры.
После того, как товар описан — заказываем на него коды. За сроком изготовления кодов можно следить в личном кабинете. После того, как коды готовы — печатаем их на принтере. Оклеиваем упаковки. После этого вводим товар в оборот. Теперь система знает, что у вашего предприятия есть такие-то остатки конкретного товара.