|

Обязательная маркировка товаров: все что нужно знать о ней

Что такое маркировка товаров?

Маркировка товара — это размещение на товаре специально кода (например, штрих-кода) для отслеживания движения продукции от производителя до конечного потребителя. Продукция из списка товаров для обязательной маркировки будет иметь этот идентификационный код. По этому коду система будет видеть движение товара на каждом этапе (считали код — отразилось в системе).

Для чего нужна маркировка товаров?

  1. Маркировка товаров поможет в борьбе с нелегально произведенной некачественной  продукцией. Впервые в России были предприняты меры по борьбе с контрафактным товаром в 2005 году. Тогда для учета производства алкоголя на заводах-производителях алкогольной продукции была сделана попытка ввода ЕГАИС. По техническим причинам система не заработала, была внедрена в 2008 году. Для контроля качества на крепкий алкоголь начали ставить акцизные марки. Каждой бутылке был присвоен код PDF417. Эти марки с кодом наносились только на этапе производства в стране или ввоза. Первая волна ЕГАИС показала, что производится алкоголя в России гораздо меньше, чем реализуется. Тогда было решено ввести ЕГАИС для розничной торговли и общепита.
  2. Прослеживаемость оборота товара позволит государству осуществлять все предусмотренные сборы и платежи при обороте, ввозе и вывозе подконтрольной продукции.
  3. В будущем прозрачность рынка позволит проводить меньше контрольных мероприятий.

Товары требующие обязательной маркировки

Что уже маркируется?

На данный момент часть товаров у нас в стране уже промаркирована и успешно отслеживается государством. С 1 января 2016 года начал внедряться ЕГАИС в розничное звено (все магазины, торгующие алкоголем подтверждают закупки и продажи алкоголя в системе ЕГАИС).

С августа 2016 года обязательная маркировка товара началась для меховых изделий (система “Маркировка”).

Товары, которые  маркируются в экспериментальном режиме

В экспериментальном режиме сейчас маркируются табачная продукция, лекарственные препараты, обувь, драгоценные металлы, камни и изделия из них. Участие в экспериментах добровольное. По итогам эксперимента принимается решение о целесообразности внедрения обязательной маркировки для участвующих в эксперименте товаров.

Товары, подлежащие обязательной маркировки

Список товаров для маркировки был утвержден в марте 2018 года. Этот перечень товаров, подлежащих маркировке не окончательный, возможно, он будет еще дополнен другими товарами. Производители и ритейлеры в общей массе воспринимают обязательную маркировку товаров неоднозначно. По мнению одной стороны, маркировка товаров влечет дополнительные затраты, к тому же будет способствовать увеличению розничных цен на маркированную продукцию. По мнению другой стороны, маркировка уберет с рынка нелегальных производителей, предоставит равные возможности для торговли честным производителям.

Группа товаров Срок обязательной маркировки
Табачная продукция 1.03.2019
Обувь 1.07.2019
Духи и туалетная вода 1.12.2019
Шины и покрышки пневматические резиновые новые 1.12.2019
Предметы одежды из натуральной или композиционной кожи 1.12.2019
Женские трикотажные блузки, блузы и блузоны машинного или ручного вязания 1.12.2019
Верхняя одежда: пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия 1.12.2019
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное 1.12.2019
Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки 1.12.2019

Планируется, что к 2024 году всеобщая маркировка охватит все группы товаров — от одежды до продуктов питания.

Оператором Единой национальной системы маркировки товаров стал Центр развития перспективных технологий. ЦРПТ является операторам экспериментальных проектов по маркировке, создает единый каталог товаров, разработал бренд Единой системы контроля подлинности товаров и повышения прозрачности рынков ”Честный знак”.

Маркировка табака и табачных изделий

Обязательна с 1 марта 2019 года

Система маркировки работает одинаково для любой категории товаров. Для каждой из них есть свой разработчик системы маркировки, который будет выдавать уникальные коды для маркировки товаров.

Чтобы отследить движение табачной продукции, на пачки производитель наносит цифровой код маркировки DataMatrix. Он помогает узнать, на каком этапе логистической цепочки находится товар. В DataMatrix содержатся разные коды. В расшифрованном виде они называются КиЗ (контрольный идентификационный знак). И как раз по КиЗу у системы маркировки можно запросить данные о продукте: информацию о стране и фирме, которая произвела этот товар, его импортере, свойствах, дате изготовления и сроке годности. У каждого товара будет свой КиЗ. КиЗы указываются во всех передаточных документах. По ним на каждом этапе движения товара проверяют, правильный ли товар пришёл, сходятся ли коды на упаковках и в документах.

Маркировка одежды

Обязательна с 1 декабря 2019 года

В обязательном порядке маркироваться будет одежда из натуральной или композиционной кожи, трикотажные блузки и блузы для девочек и женщин, а также верхняя одежда для мужчин, женщин и детей: пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки и похожие изделия.

Система маркировки будет аналогична маркировке других товаров. Пока неизвестно, какой именно код маркировки будет использоваться для одежды и куда он будет нанесен. Маркировать будут и одежду из России, и произведенную за рубежом.

Маркировка обуви

Обязательна с 1 июля 2019 года

Для маркировки обуви будет также использоваться код DataMatrix. Код будут наносить производители или импортеры обуви. Сам код будет расположен на обувной коробке или ярлыке. До 30 июня 2019 маркировка обуви продлится эксперимент по маркировки обуви.

 

 

Схема работы системы маркировки:

                     Производитель маркированных товаров

  • Все участники рынка должны зарегистрироваться в системе маркировки. Также необходимо приобретение электронной подписи и подключения к ЭДО (система электронного документооборота). Для сканирования кодов маркировки участнику потребуется приобретение специального 2D-сканера.
  • После регистрации в системе маркировки производитель запрашивает коды у системы или производит их сам.
  • Коды наносятся производителем  на упаковки с товаром. После нанесения кодов производитель должен уведомить сестему маркировки о том, что произведена определенная продукция с кодами.
  • Производитель отправляет промаркированные товары поставщику для дальнейшей реализации.. Для отправки товара производитель обязан сформировать универсальный передаточный документ (УПД). В этом УПД отражены коды всех товаров, которые производитель собирается передать поставщику. УПД отправляется поставщику через систему электронного документооборота.

           Поставщик маркированных товаров

    • Поставщик от производителя получает промаркированные товары и УПД. При приемке он должен сравнить коды на самих товарах и те, что указаны в передаточном документе. Если коды товара совпадают с кодами, указанными в УПД, то документ принимается. Оператор ЭДО передаст информацию системе маркировки о смене владельца товаров. Теперь за маркированный товар отвечает поставщик.
    • Далее поставщик отгружает промаркированные товары в магазин вместе с новым УПД.

Магазин, торгующий маркированными товарами

    • Магазин сверяет коды товара с кодами в УПД и отправляет данные в систему маркировке о смене владельца. Товары числятся на балансе магазина.
    • Продавец при продаже маркированного товара сканирует код. Онлайн-касса отправляет данные о продаже в ОФД, а оператор фискальных данных передаст их в систему маркировки. Таким образом, товар списывается с баланса магазина и выходит из системы маркировки.

Как подготовиться к работе в системе маркировки?

  1. Зарегистрироваться для участия в эксперименте по маркировке.
  2. Для работы в системе маркировки нужен будет 2D сканер (для считывания кода Data Matrix на кассе). Также необходимо приобрести онлайн-кассу, если у вас ее еще нет. Нужно будет настроить электронный документооборот на предприятии.
  3. Отладить свои бизнес-процессы в соответствии с изменившимися  правилами приемки, хранения и продажи товара и обучить сотрудников.

Суть работы в системе маркировки сводится к следующему.

  1. В системе маркировки вы будете отражать все процессы, связанные с приемом, перемещением и отгрузкой маркированного товара. Возможно, ваша программа будет интегрирована с системой маркировки, что значительно облегчит вам работу (например, такие интеграции есть для работы с алкоголем во всех популярных учетных системах. Есть интеграции и с системой “Меркурий”).
  2. При осуществлении продажи маркированного товара, кассир должен считать в чек два кода — штрих-код товара и код Data Matrix.
  3. Онлайн-касса сделает отправку данных о продаже  в ОФД, данных о списанном коде в систему маркировки (с ОФД нужно будет подписать дополнительное соглашение).

Что нужно учесть заранее при подготовке к внедрению системы маркировки для вашей товарной группы?

  1. Начать подготовку к работе в системе маркировка необходимо заранее. Опыт внедрения ЕГАИС и “шубаис” свидетельствует о том, что

большинство предприятий оставляют на последний момент подключение к системе. В итоге может быть дефицит оборудования, дефицит специалистов по настройке программ и оборудования, трата ваших собственных нервов и времени.

  1. В спешке персонал плохо обучен либо не обучен вообще. Плохо обученные сотрудники будут ошибаться при приемке и продаже маркированного товара. Ответственность будет возложена на вас.
  2. При покупке онлайн-кассы предусмотреть возможность ее работы со сканером 2D.

(Visited 1 050 times, 1 visits today)

Похожие записи