| | |

Инновационные технологии розничной торговли: новшества на российском рынке

Наши российские магазины все чаще начинают использовать прогрессивные технологии для розничной торговли. В первую очередь инновационными технологиями для ритейла пользуются крупнейшие торговые сети. Ритейлеры считают, что дальнейшее развитие розничной торговли будет требовать нового подхода к организации работы торговых сетей. На первое место выйдут инновационные сервисы для клиента. Сейчас многие сети тестируют новые схемы взаимодействия с покупателем.

Касса самообслуживания

Такое оборудование активно используется в западных магазинах. В США кассы самообслуживания успешно работают с начала 90-х годов. Наши ритейлеры (например, торговые сети “SPAR”, “Лента”, “Перекресток”, “Карусель”, “Магнит”, “Ашан”) пока только начинают внедрять эту технологию, тестируют решения разных поставщиков, оценивают выгодность использования такой модели торговли.

[su_custom_gallery source=»media: 1904″ width=»1500″ height=»1470″]

Использование таких касс дает ряд преимуществ:
  • сокращаются очереди (касса самообслуживания в 2 раза быстрее кассира справляется с продажей)
  • сокращение затрат предприятия на персонал
  • экономия места в магазине
Противники касс самообслуживания обычно ссылаются на такие моменты:
  • не всем покупателям хочется иметь дело с техникой — любители живого общения, обслуживания кассиром (завернуть покупки, например)
  • технические сложности (например, покупатели в силу разных причин не спешат осваивать новшества, возникают проблемы с пробитием весового товара, при продаже алкоголя и сигарет каким образом учитывается возраст и т.п.).
  • воровство покупателей (на самом деле воровство возможно и без касс самообслуживания. На кассовой зоне обычно ставят видеокамеры, касса сама может сигнализировать о непорядке, к этой зоне обычно приставлен ответственный сотрудник).

Принцип работы кассы самообслуживания прост — покупатель самостоятельно сканирует штрих-код сканером у терминала, взвешивает весовой товар, упаковывает товары и оплачивает картой или наличными деньгами. Если покупатель делает что-то неправильно (например, не пробивает весь товар), специальный световой сигнал привлечет внимание сотрудника магазина, ответственного за зону касс самообслуживания. В базе терминала хранится информация о весе каждого товара. Если покупатель не пробил товар, а вес на платформе увеличился — касса просигналит об этом. После оплаты покупатель с чеком выходит из зоны самообслуживания, чек проверяет сотрудник магазина. Или (продвинутый вариант) на выходе установлены специальные ворота со сканером. Покупатель считывает сканером чек, что служит сигналом для ворот открыться.

Известные производители касс самообслуживания:

AlfaRobotics (Россия)

Wincor Nixdorf (США)

NCR (США)

Fujitsu (Япония)

“Пилот” (Россия)

«SFOUR» (Россия)

«СМТ Инжиниринг» (Россия)

Сервис самостоятельного сканирования товаров покупателями

Суть технологии заключается в том, что покупатели могут без помощи кассира сканировать товары. Покупателю выдается персональная карта (на основе заполненной анкеты). С помощью этой карты происходит идентификация покупателя в системе. Также выдается специальный сканер (например, крепится на тележке). На экране сканера может выводится информация об акциях магазина, соответствующих запросам покупателя. Покупатель сканирует выбранные товары и укладывает их в корзину. После выбора покупок он проходит в зону оплаты и там происходит расчет. На данный момент у нас в стране система в основном еще тестируется и оценивается (“Лена”, “О’КЕЙ”, “Глобус”). В США магазинов, использующих сервис самостоятельно сканирования покупок значителен.

Плюсы технологии:
  • сокращение очередей на кассовом узле
  • покупатель экономит свое время (не нужно стоять в очереди на кассу, не нужно выкладывать покупки), а значит более удовлетворен сервисом магазина
  • совершенствование системы лояльности
Минусы технологии:
  • возможное воровство товара (просканировали и оплатили не все, что забрали). Во многих магазинах, использующих сервис самостоятельного сканирования товаров происходит выборочная проверка покупателей. После оплаты сотрудник магазина сверяет покупки клиента с позициями в чеке.
  • затраты на организацию зоны выдачи терминалов, зону приема оплаты, приобретение и обслуживание устройств и программного обеспечения.
Электронные ценники

Технология не является новой, тем не менее электронные ценники в России ее не пользуются пока популярностью (используют “Магнит”, М. Видео”, “Смартори”, Metro). Причина этого — высокая стоимость решения. Западные страны внедряют электронные ценники уже больше 20 лет, опыт положительный. Что такое электронный ценник? Это электронное табло с информацией о стоимости товара на полке магазина. Принцип работы системы следующий. В магазине устанавливаются точки доступа, которые обеспечивают прохождение и возврат сигнала от сервера до ценника. Дисплеи электронных ценников выполнены либо из “электронной бумаги”, либо используются жидкокристаллические табло.

Плюсы использования технологии электронных ценников:
  • удобная оперативная настройка вывода информации об акциях в магазине (нет необходимости печатать новые

бумажные ценники, новые печатные материалы с каталогами товаров, на которые распространяется акция)

  • быстрая замена ценника
  • экономия рабочего времени сотрудников (не нужно тратить время на замену ценников)
  • сокращение недовольных покупателей (расхождения цены на ценнике и в кассовой программе)
Минусы технологии электронных ценников:
  • дорогое решение. Изначально решение было запредельно дорогим и не особо надежным. Со временем, в связи совершенствованием технологии и выходом на рынок все новых игроков (производителей оборудования и программного обеспечения для электронных ценников) внедрение электронных ценников дешевеет, но все еще является дорогостоящим (основная финансовая нагрузка лежит на приобретение самих ценников). В среднем окупаемость этой системы составляет около 4 лет.

(Visited 200 times, 1 visits today)

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *