Маркировка одежды 2019
1 декабря 2019 года в России станет обязательной маркировка предметов одежды. Обязательная маркировка одежды вводится для борьбы с контрафактными товарами. Прослеживаемость товаров позволит потребителю купить качественный и безопасный для здоровья товар, а государство сможет повысить собираемость налоговых и таможенных сборов.
До введения обязательной маркировке будет организован подготовительный этап для проверки эффективности работы системы. Подобные пилотные проекты были организованы и для прочих групп товаров: шуб сигарет, обуви, лекарств. Эксперимент по маркировке одежды позволит протестировать сам механизм маркировки, схему взаимодействия между участниками рынка, также будет возможность в цифрах убедиться в результативности мероприятия. Например, проект по маркировке шуб оказался успешен — за год доля легального оборота меховых изделий выросла в 10 раз.
Распоряжение Правительства №792-р от 28.04.2018 устанавливает срок введения обязательной маркировки одежды: с 1 декабря 2019 года и перечень групп товаров. С 1 декабря 2019 маркировка одежды будет обязательна для одежды:
- из натуральной или композиционной кожи
- трикотажных блузок, блуз, блузонов машинного или ручного вязания
- мужских, женских и детских пальто, полупальто, накидок, плащей, курток, ветровок, штормовок.
Информация о каждом товаре, имеющем контрольный знак, будет внесена в Информационную систему «Маркировка». Эта система позволяет отследить путь товара от фабрики до прилавка магазина.
Пока нет информации о том, как именно будет маркироваться одежда. Это могут быть RFID-метки (используются для маркировки шуб) либо недорогие коды DataMatrix (как на обуви). Коды будет выдавать оператор маркировки ЦРПТ. В коде будет зашифрована информация об одежде: ее производителе, стране и материалах изготовления, бренде, импортере, обо всех пройденных логистических этапах и выплаченных сборах: налоговых и таможенных.
Схема продажи маркированной одежды будет похожа на схему работы другого маркированного товара. При продаже кассир код сканирует дважды: при приемке — чтобы подтвердить, что приняли оригинальный товар, и при продаже покупателю. Сведения о продаже сообщает ОФД, получив такую информацию из чека онлайн-кассы. Покупатель может отсканировать код в мобильном приложении и проверить данные о купленной одежде.
Более детальные инструкции по обязательной маркировке одежды пока отсутствуют. Они будут подготовлены и опубликованы по мере проведения пилотного проекта.
Информация о добровольном участии в эксперименте также появится позже. Пока можно лишь сказать, что методика будет аналогична той, что сейчас действует для товаров, участвующих в экспериментах. То есть, необходимо будет подтвердить свое намерение об участии в проекте добровольной маркировки одежды, убедиться, что кассовая программа и оборудование поддерживает новую схему работы (или купить/доработать имеющееся).
Маркировка одежды с 2019 года призвана исключить попадание в оборот подделок. При обнаружении нарушения система маркировки получает данные о нарушителе и передает их в надзорные органы.
Как стать участником эксперимента по маркировке одежды?
- Перейти на сайт “Честного знака” по ссылке https://честныйзнак.рф/business/#how-ex. Здесь вам будет предложено стать участником проекта по маркировке.
- Подать заявку на участие по форме или отправить заявление на info@crpt.ru.
- Получить усиленную электронную подпись.
- Приобрести онлайн-кассу со специальным кассовой программой, поддерживающей маркировку, договор с ОФД, поддерживающим маркировку и сканер 2D. При продаже маркированной одежды онлайн-касса отправляет информацию об этом в ОФД, который в свою очередь передаст ее в систему маркировки.
- Далее нужно отладить свои бизнес-процессы под новые правила торговли и обучить сотрудников работе.
Обязательная маркировка одежды: вопросы и ответы
Большая часть вопросов по маркировке пока открыта. Ясность будет тогда, когда будут подведены итоги эксперимента по маркировке одежды, то есть к осени 2019 года.
Маркироваться будет только одежда отечественного производителя?
Маркироваться будет вся одежда из списка товаров, подлежащих маркировке.
Как маркируется импортная продукция?
По этому вопросу пока нет ясности. Скорее всего, маркироваться одежда будет до прохождения таможни.
Что нужно сделать производителю чтобы начать маркировать товар?
- Пройти регистрацию в системе маркировки.
- Заказать в ИС Маркировка коды маркировки.
- Сформировать этикетки с кодами маркировки.
- Нанести на товар этикетки с кодами маркировки.
- Подать в ИС Маркировка сведения о вводе маркированного товаров в оборот.
- Подать в ИС Маркировка сведения о передачи маркированного товара другому участнику оборота товаров.
Какие затраты понесут производители одежды?
Производители должно обеспечить себя принтерами для печати кодов. Также дополнительно придется понести затраты на генерацию кодов — отдельно для каждой единицы товаров. Коды создает оператор маркировки — ЦРПТ.
В какой срок нужно передать в ЦРПТ сведения о переходе права собственности на маркированный товар?
Сведения о передаче или приемке направляются в Систему в срок не более трех дней с момента перехода права собственности на маркированную продукцию.
Что делать, если этикетка маркировке утеряна или пришла в негодность?
В этом случае необходимо в течение 20 рабочих дней товар промаркировать и представить в систему маркировке данные о перемаркировке товара. Товар с утраченной этикеткой нельзя выставлять в торговый зал до перемаркировки.
Как будут осуществляться возвраты маркированных товаров от покупателя?
Если этикетка с кодом не повреждена, то повторно маркировать возвратный товар, конечно ж, не нужно.
В систему маркировки продавец обязан передать информацию о:
- дате операции возврата товара;
- ИНН своей организации;
- об уникальном идентификаторе товара потребительской упаковки или товара;
- о реквизитах документа возврата
Если этикетка повреждена или отсутствует, то поврежденный КИЗ надо списать, а товар промаркировать повторно.
Нужна ли маркировка комиссионным магазинам?
Нужна. Участники оборота товаров, осуществляющие торговлю товарами, полученными от физлиц, не являющихся ИП, входящими в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, перечисленный в распоряжении правительства от 28.04.2018 N 792-рв, производят маркировку товаров и предоставляют в систему сведения о вводе товаров в оборот.