Обязательная маркировка шин

Маркировка для российского бизнеса — не новость.  С 2016 года работает “чипирование” для шуб и ЕГАИС для алкоголя, с 2017 года в системе «Меркурий» прослеживаются мяса, молока и рыба. В 2019 году в России маркироваться в обязательном порядке будут следующие товары:

Оператором системы будет Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Правительство Российской Федерации распоряжением от 28 апреля 2018 г. 792-р постановило, что товары из группы «Шины и покрышки пневматические резиновые новые» подлежат обязательной маркировке с 1 декабря 2019 г. В обсуждении проекта маркировки шин принимала участие рабочая группа из ведущих производителей отрасли: «Мишлен Русская Компания по производству шин», «Нокиан Шина», «Континентал Тайрс РУС», «Лаборатория Промышленных Решений», УК «Татнефть-Нефтехим», «Гудиер Раша», «Научно-исследовательский институт резиновых и полимерных изделий», «Кордиант», «Бриджстоун СНГ» и Ассоциация производителей шин.

С 1 марта по 30 ноября в тестовом режиме запускается маркировка шин, покрышек, а также предметов одежды. Участие в пилотных проектах по маркировке будет добровольным. Информация об этом была опубликована 25 января 2019 года на федеральном портале проектов нормативных правовых актов: проект распоряжения Правительства Российской Федерации «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации шин и покрышек пневматических резиновых новых на территории Российской Федерации».

По утверждению ЦРПТ, ведущие производители шинной продукции сами выразили желание по распространению маркировки на отрасль, поскольку всерьез обеспокоены увеличением уровня незаконного оборота. Например, шинный комплекс KAMA TYRES в марте начал участвовать в эксперименте по маркировке и прослеживаемости шин и покрышек. Предприятие планирует апробировать на своих производственных площадках все доступных технологий маркировки и использования различных альтернативных средств идентификации: этикеток с двухмерным штрихкодом, гравировки, RFID-меток.

На предприятиях шинного комплекса KAMA TYRES уже получены коды товаров для всех модификаций выпускаемых шин. Также проводятся мероприятия по оснащению шин индивидуальными серийными номерами, запущена работа с Национальным каталогом, который необходим для однозначной идентификации товаров. По итогу пилотного проекта производитель найдет оптимальное решение для маркировки шин — максимально удобное и недорогое.

Как стать участником эксперимента по маркировке шин?

  1. Перейти на сайт “Честного знака” по ссылке. Здесь вам будет предложено стать участником проекта по маркировке.
  2. Подать заявку на участие по форме или отправить заявление на info@crpt.ru.
  3. Получить усиленную электронную подпись.

Регистрация в системе маркировки бесплатна. В базе маркировки будут внесены все этапы движения покрышек: от производства до реализации конечному потребителю.

Обязательная маркировка шин: суть проекта

Обязательная маркировка шин предполагает нанесение на покрышки уникальных идентификационных изображений — кодов Data Matrix. Эти идентификационные знаки строго уникальны. К тому же, уже использованный единожды код более не присваивается товару — когда покрышка продана конечному покупателю, код будет выведен из системы. В случае утилизации товара код подлежит уничтожению. Этот код уже успешно применяется для маркировки табака, лекарственных средств. Код DataMatrix планируется наносить и на обувь. Код Data Matrix был выбран не случайно: он удобен для нанесения практически на любую упаковку, легко считывается  почти любыми 2D сканерами (и даже при частичном повреждении штрих-кода тоже можно считать), имеет низкую стоимость и большой объем памяти, информация, содержащаяся в коде защищена криптотехнологиями.

На шину наносится КИЗ, состоящий из двух блоков:

  • код категории товара и конкретного экземпляра
  • проверочный код для проверки подлинности зашифрованной информации.

После считывания двухмерного кода на экране устройства отображается информация о стране, где зарегистрирован производитель, бренде и торговых представительствах на территории РФ (если покрышка импортирована из-за рубежа), основных эксплуатационных характеристиках.

Таким образом, маркировка является гарантией законности ввоза товаров на территорию России и легальности производства, поскольку на нелегальной продукции КИЗ не будет.

Для того, чтобы удостовериться в законности продажи конкретной единицы товара  необходимо скачать приложение «Проверка товаров», QR-сканеры доступны для скачивания и для iOS, и для Android.

Коды генерируются мощностями ЦРПТ согласно заявленному производителем (или импортером) количеству единиц. Пока обязательная маркировка зимних и летних шин не введена, стоимость одного кода обсуждается. Но ожидается, что цена КиЗ будет минимальной и не отразится на стоимости покрышек.

После получения кодов и их нанесения на продукцию можно выпускать товар в оборот. Затем в систему прослеживаемости нужно вносить данные о смене собственника, размере партий, возвратах качественного товара. Вносить коды Data Matrix в систему  нужно при помощи сканеров 2D.

После того, как конечный потребитель купит покрышку, товар исключается из оборота. Оператор фискальных данных передает информацию о выбытии кода в систему мониторинга. С января 2019 года чеки онлайн-касс дополнились реквизитом «код товара». Эта строка фискального документа и является строкой контрольного идентификатора.

В целом, работа с маркированной продукцией ничем не отличается от торговли другими товарами.

Штрафы за отсутствие обязательной маркировки

С 01.12.2019 года за несоблюдение правил по обязательности маркировки товаров на компании и организации налагается административная ответственность, при обнаружении систематических нарушений или при крупном объеме незаконной выручки налагается уголовная ответственность.

Часть 3 статьи 15.12 КоАП предусматривает штраф, если произведенная табачная продукция не была промаркирована, в размере:

  •       от 10 до 15 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей
  •       от 100 до 150 тыс. руб. для юридических лиц

Часть 4 статьи 15.12 КоАП за оборот немаркированных табачных изделий предусмотрены штрафы:

  •       от 4 до 5 тыс.руб. для физических лиц
  •       от 10 до 15 тыс.руб. для индивидуальных предпринимателей
  •       от 200 до 300 тыс.руб. для организаций

Производителям, которые выпускают товары без маркировки, а также тем, кто продает, хранит, перевозит или покупает для продажи сигареты без маркировки также грозит и конфискация товара.

(Visited 726 times, 1 visits today)

Похожие записи